Теория игры. Как я научился обучать детей бразильскому джиу-джитсу

*Статья Джона Коннорса и Джона Грейзеля

Некоторые из вас могут вспомнить сцену с днем рождения из фильма Стива Мартина «Родительство». Чрезвычайно тревожный, но благонамеренный отец, нанял клоуна на вечернику в честь дня рождения сына.. Но он не был в курсе, что у клоуна проблема с алкоголем и из-за этого вечеринка сына, куда были приглашены все его друзья, оказалась под угрозой.

Детские схватки

Попробовав безуспешно привести в чувства клоуна, отец решает, что единственный способ спасти день рождения его сына – стать самим клоуном. Он пытался исполнять трюки во время верховой езды на лошади, но улетел в окно (на радость детям), жонглировал опасными объектами, затем пытался сделать животных из воздушных шаров, но его пудели выглядели как статисты из «Звездных войн». Несмотря на эту серию неудач, он не останавливался в своих попытках развлечь детей.

Обучение детей BJJ

Когда несколько лет назад я открыл свою первую школу джиу-джитсу, я решил открыть и детский класс.

Большинство консультантов и экспертов в области боевых искусств советуют инструкторам делать занятия для детей забавными, интересными и полными игр. Много игр. Некоторые из этих экспертов предлагают серии видеороликов, в которых описывается, как использовать игры для обучения навыкам необходимых для бразильского джиу-джитсу. Вооружившись этими концепциями и несколькими другими видами деятельности, которыми я когда-либо занимался, я собрал несколько учебных схем для занятий детей.

Схемы включали базовую инструкцию по основным позициям и множество игр. После нескольких месяцев обучения детей джиу-джитсу таким образом, я начал чувствовать себя как отец из того фильма: я был клоуном-любителем, отчаянно пытающимся удержать детей, придумывая новые игры. Я подпрыгивали вокруг класса, подбадривая детей с искусственным энтузиазмом, когда они «стреляли», катались и играли.

Через несколько месяцев я начал переживать о тренировках своих детей. Почему? Ведь игры — это весело, не так ли? Дети могут провести хорошо время и изучить ценные навыки в борьбе, почти не осознавая этого. Разве это не лучший способ проведения занятий по боевым искусствам детей? Тем не менее, я не мог избежать чувства того, что делаю что то не так.

Постепенно я пришел к выводу, что акцент на играх исказил природу класса. Игры создали атмосферу, в которой бразильское джиу-джитсу, и мое положение в качестве инструктора было обесценено. Дети видели меня как клоуна, а не тренера, а их класс — еще одним средством развлечения, например, как компьютерная игра или Gymboree ™(игровое пространство для детей созданное из мягких препятствий).

Схватка — это не игра. Да, это весело и интересно, но, каждый спортсмен знает, что это также сложно и требует дисциплины и усилий, если нужно добиться прогресса. Борьба включает в себя физический дискомфорт, и это подходит не для каждого ребенка. Но из-за усилий, дисциплины и дискомфорта, необходимых для изучения джиу-джитсу, дети получают ценные уроки о таких вещах, как смирение, самоконтроль и настойчивость перед трудностями. Они не научатся этому только потому, что они выиграли очередную игру или потому, что инструктор дал им новый, яркий пояс, они научаться этому только благодаря собственным усилиям на татами.

Когда эти мысли начали сливаться в моем сознании, я решил изменить свой подход: больше никаких игр. Вместо этого дети собирались на тренировку джиу-джитсу и тренировались настолько много, насколько я мог предложить за 45 минут тренировки. Я не ожидал, что 7 и 8-летние дети будут тренироваться и учиться, как взрослые, я не планировал превращать класс детей в обучение морской пехоты, но они были в моей школе ради джиу-джитсу и это то, чем они собирались заниматься.
Теперь я тренирую группы для детей так же, как и мои взрослые группы, хотя и с менее подробными объяснениями техники. Мы начинаем тренировку с короткой разминки, которая включает в себя основные движения джиу-джитсу, например — креветка. Затем мы работаем над методами обучения в контексте повторяющейся 12-недельной учебной программы, которую я самостоятельно разработал.

Как для детей, так и для взрослых я использую методы «Почему? Что? Как? Что если?».

Раздел «Почему?»

Объясняет почему они хотели бы изучить эту технику: что они получат от ее знания и того, что они могут потерять, если они не будут ее знать. Это побуждает студентов к любопытству и они хотят узнать, что я собираюсь показать.

В разделе «Что?»

Объясняется, что такое техника: ее название и, возможно, краткая история или история, которая идет вместе с этой техникой. Это обеспечивает контекст, помогающий в обучении.

Раздел «Как?»

Предоставляет фактическое поэтапное объяснение техники.

Раздел «Что если?»

Это то, где студенты пытаются использовать технику для своих партнеров по обучению от постепенного повышения уровня сопротивления.

Во время раздела «Как?» несколько раз демонстрируя новую технику и несколько раз показывая шаги, я использую метод Active Recall для усиления ключевых движений. Этот метод просто состоит в том, чтобы попросить отдельных учеников описать следующий шаг в технике: «Дэйв, что мне делать первым?» «Джо, где я поместил правую руку?» «Сьюзи, куда я двигаю бедрами?» При использовании этого подхода я никогда не оставлял ученика в незнании. Но в любой момент мог спросить о технике случайного ученика. Если они борются с вопросом, я быстро даю подсказки или фактический ответ.

Дети, делающие метод This Active Recall, мотивируются уделять больше внимания во время обучения технике. Ни один студент не хочет быть пойманным без правильного ответа. Кроме того, задание ученикам прямых вопросов стимулирует их мозг, позволяя им более эффективно запоминать информацию.

Во время раздела «Как?» я также представляю (а затем спрашиваю) одну или две наиболее распространенные ошибки, которые люди обычно делают при попытке выполнить новую технику.

После того, как шаги понятны, учащиеся практикуют технику друг с другом, сначала без сопротивления, а затем борются в полную силу.

Ученики борются теми техниками, которые мы практикуем, с добавлением новой изученной техники. Когда один из партнеров получает доминирующее положение, они останавливаются и начинают сначала. Это дает детям (и взрослым) большой опыт работы с определенной позицией, не смешивая их с подавляющим разнообразием и деталями, которые может представить bjj.

Изменение стиля обучения изменил детские тренировки и возобновило мой энтузиазм. Я больше не чувствую себя клоуном из фильма Стива Мартина, который отчаянно пытался развлечь детей, уже приевшихся изощренными развлечениями, и которые не оценят мои скудные игры. Вместо этого я чувствую себя настоящим тренером джиу-джитсу. И детям, которым это действительно интересно, я могу предложить гораздо больше, чем игры.

Об авторах:

  • Джон Коннорс — Черный пояс BJJ, владелец и главный тренер «Connor’s Mixed Martial Arts» в Норвуде, штат Массачусетс, США;
  • Джон Грейзел — врач скорой помощи, медицинский писатель и пурпурный пояс BJJ под руководством Джона Коннорса