Классическое Дзю-Дзюцу и Сабмишн Грэпплинг: что откуда пошло и главные различия

Вступление

Есть много общего между видом спорта Сабмишн Грэпплинг и классическим Японским Джиу-Джитсу. В обоих предпочтение отдано борьбе, а не ударам. Оба боевых искусства подчеркивают важность и эффективность борьбы в партере. В них обоих используются удушающие, рычаги на руки, болевые на ноги и другие удушающие или болевые приемы, с помощью которых один атлет может победить другого.

Тем не менее, несмотря на всю эту схожесть, между этими видами есть и глубокие различия. В них используются разные стратегии, техники и тренировочные методы. Цель этой статьи — сравнить эти боевые искусства, посмотреть, в чем они схожи, а в чем отличаются. Примечание: слово “Ju-jutsu” имеет много вариантов произношения в английском языке. В этой статье мы будем использовать вариант «Дзю-Дзюцу», дабы отделить его от Бразильского Джиу-Джитсу.

Сабмишн Грэпплинг

Сабмишн Грэпплинг — новый вид спорта с долгой истории. Цель — заставить соперника сдаться, используя различные варианты болевых на суставы и удушающих, или же выиграть поединок по баллам. Соревнования в этом виде спорта похожи на соревнования по БЖЖ, хотя выступающие обычно не одеты в ги. Отсутствие ги увеличивает скорость ведения поединка, отсюда больше требований возникает к атлетизму спортсмена, но также лимитирует вариации свипов и сабмишенов.

Сабмишн Грэпплинг по большей части основан на Бразильскому Джиу-Джитсу. Бразильское Джиу-Джитсу ответвилось от Дзюдо, которое было до Второй Мировой, которое в свою очередь было подвержено влиянию Дзю-Дзюцу из средневековой Японии. Влияние Бразильского Джиу-Джитсу можно отследить в различных видах позиций и сабмишенов, которые часто используются в этом спорте.

Другие виды борьбы также оказали влияние на Сабмишн Грэпплинг. Самые распространенные тейкдауны исходят в основном из Вольной Борьбы. Большое количество болевых на ноги показывает влияние Самбо и Кэтч Реслинга. Многие топовые компетиторы в Грэпплинге также выступают по ММА, что также добавляет интенсивности этому виду спорта.

Сабмишн Грэпплинг очень похож на тот грэпплинг, который был и остается необходимым в смешанных единоборствах, на турнирах сродни UFC или Pride. Позиции и маневры, которые принесли бы вам преимущество в реальном бою (например, проход гарда или маунт) награждаются по системе баллов, хотя удары здесь запрещены.

Тренировки в Сабмишн Грэпплинге требуют большого количества спаррингов (или роллинга). Тренировка против сопротивляющегося оппонента неоценимой в развитии навыков и качеств, которые считаются существенно важными для соревнований высокого уровня или в тех же, реальных жизненных ситуациях.

Классическое Дзю-Дзюцу

Термин «Дзю-Дзюцу» используется для описания целого ряда разных, но схожих боевых систем, которые разработали самураи. Изначально Дзю-Дзюцу существовало лишь как некое приложение к искусству фехтования, ведения боя на копьях и стрельбе из лука — оружейные боевые искусства конечно же царствовали во времена средневековья, а  навыки контактного безоружного боя были неким последним шансом на поле брани. Дзю-Дзюцу было создано для рукопашной, на тот случай, если оружие ломалось или было попросту бесполезным в слишком близком бою. В свои ранние годы Дзю-Дзюцу было основано на летальных борцовских техниках с использованием какого-то оружия, порой импровизированного.

В этой статье представлены техники классического Дзю-Дзюцу из одной из традиционных, классических систем: Такеноучи-рю. Ее разработал боец Такеноучи Хисамори во время периода противостояния царств 1467–1573. Эти техники из линии Битчу-ден Такеноучи-рю, главой которой был Оно Йотаро-сэнсей.

Данный стиль предусматривает применение техник безоружного боя ровно как и тренировки с классическими видами оружия, например длинный меч, короткий меч, кинжал и др.

Классические техники Дзю-Дзюцу, леглок, армлок и удушающие приемы, показанные в этой статье, классифицированы как Йорой Кумиучи или борьба без оружия. Эти техники учили самураев, как бороться в доспехах и как справиться с соперником, одетым в доспехи. Особо подчеркнуты здесь болевые на суставы, удушающие и удары, которые атакуют те части тела, которые не покрывала броня, а также использование веса доспехов против их обладателя.

Тренировки в классическом Дзю-Дзюцу построены на ката. Это некая форма пресетов из упражнения, в которых участвуют два партнера (иногда больше), действующие по различным боевым сценариям. С помощью ката обучают учеников и учат тех демонстрировать стратегию ведения боя, при этом развивая и физические параметры бойцов, и психологические. Предварительно известные сценарии позволяли использовать летальные техники и оружие на полной скорости. В таком случае риск получения травмы был крайне низок, несмотря на подобные приемы.

Различия между классическим Дзю-Дзюцу и Сабмишн Грэпплингом

Все различия могут быть распределены по трем категориям:

  • различия в стратегии;
  • различия в техниках;
  • различия в тренировочных методах;

У этих различий есть исторические и культурные причины, что делает изучение каждого из боевых искусств уникальным опытом.

1. Стратегические различия

Цель Сабмишн Грэпплинга — заставить оппонента сдаться или выиграть его по баллам. Целью в классическом Дзю-Дзюцу было выиграть на поле боя, где обычно также было оружие и несколько нападающих, в основном вооруженных. Разные цели ведут к разным стратегиям.

У грэпплера и средневекового самурая во время борьбы на земле возникают абсолютно разные проблемы. Бесчисленное количество современных компетиторов доказало, что положение за спиной соперника (как на фото выше в современном варианте) — очень мощный способ контролировать оппонента. В этом положении оппонент очень подвержен различным атакам сабмишенами и у него невероятно малое количество возможных защитных опций и контратак. Эту позицию, однако, не жалуют в классическом Дзю-Дзюцу ведь в таком случае быстро «отлепиться» от противника было бы довольно сложно. Контроль коленом в позвоночник, хоть и менее безопасный, давал самураю быструю возможность переключиться на второго нападавшего.

Конечно стоит учитывать и наличие оружия. Классическое Дзю-Дзюцу учит многим вариантом освобождения от захвата за запястье. Некоторые современные бойцы считают это довольно странным. Однако во времена царства меча, в Японии, защита от захватов за запястье была острой необходимостью, ведь нападавший мог использовать свое оружие и мешать вам использовать свое. Отсюда пошло так много техник по контролю запястья и использования оружия соперника против него самого. В средневековой Японии захваты за запястье были невероятно важны, и это отражено в техниках классического Дзю-Дзюцу.

2. Различия в техниках

Есть много схожего в болевых и удушающих приемах Сабмишн Грэпплинга и Классического Дзю-Дзюцу. В конце-концов, есть лишь определенное количество направлений, в которых вы можете согнуть человеческую руку, скрутить стопу или сдавить шею. Но вот в том как применяются эти техники есть некоторые различия.

Классическое Дзю-Дзюцу использует атаки, построенные на оказании давления в определенных местакх, в то время как тенденции современности больше полагаются на структурированные атаки. Как пример данного принципа можно взять техники леглока (болевой на ногу), приложенные ниже. Боец Классического Дзю-Дзюцу сдавливает икроножную мышцу и атакует точку скопления нервов на нижней ноге. В аналогичной по схожести атаке, сабмишн грэпплер атакует сустав лодыжки, прием несет в себе угрозу для самого сустава, связок, мышц и сухожилий, которые крепятся к стопе.

Зависимость от точек давления — это расхождение между старым и новым. Использование точек давления в классической схватке обусловлено множеством факторов. В некоторых случаях атакуемая точка находилась в том месте, которое не очень-то покрывалось броней той эпохи. В других случаях атака таких точек использовалась с целью вызвать реакцию противника на боль, что заставило бы его раскрыться для последующих сабмишенов или ударов. В дополнение ко всему, существовали и самые жесткие атаки на такие точки, как глаза или горло, подобное конечно запрещено на соревнованиях по современному грэпплингу. Грэпплеры конечно могут поспорить с этим, заявив, что на такие точки нельзя полагаться или кто-то может обладать достаточно высоким болевым порогом и не отреагировать на прием вовсе.

Еще одно различие между боевыми искусствами заключается в том, как именно проводился успешный сабмишн. В современном Грэпплинге это означает конец поединка. В контексте Классического Дзю-Дзюцу оппонент со сломанной рукой или ногой мог все еще быть опасен. В результате чего ката в Классическом Дзю-Дзюцу часто подразумевает нанесение дополнительных ударов после осуществления сабмишена, с целью точно удостовериться, что оппонент больше не является угрозой.

Наличие или отсутствие доспехов — еще один огромный фактов в определении того, какие техники должны быть применены. Лимитированная мобильность, защита определенных суставов и частей тела, использование доспехов оппонента против него самого — со всеми этими факторами самураю следовало быть ознакомленным и предстояло иметь с ними дело. Рассмотрим классический леглок на картинке: после выполнения приема Алекс сделает удар стопой в воздух, симулируя намерение убрать защитную пластину с области паха соперника, перед тем как нанести последующий удар и закончить битву.

3. Различия в тренировочных методах

В конечном счете, возможно, различия в методе обучения создают самые глубокие расхождения между старыми и новыми подходами к грэпплингу в реальном бою. Как обычно практикуются техники? Какой метод используется для развития навыков и технических знаний? Что такое культура обучения? Ответы на эти вопросы сильно влияют на развитие и внешнюю форму боевого искусства.

Как упоминалось ранее, наиболее классическая тренировка по Дзю-Дзюцу построена вокруг повторений ката, повтора определенного сценария боя с одним или несколькими противниками. Этот подход к тренировке сильно отличается от тех, что применяются в Сабмишн Грэпплинге, где особенно подчеркнута важность спаррингов. Подход Классического Дзю-Дзюцу утверждает, что некоторые техники могут закончиться летально при отработке с неизвестным сценарием. Современные грэпплеры поспорят, основывая свои доводы на том, что преимущества реальных спаррингов куда важнее необходимости тренировать летальные техники.

Цели современных практиков также существенно отличаются. Многие последователи Классического Дзю-Дзюцу считают, что они сохраняют искусство в его оригинальной форме и это очень важно, они не жалуют изменений в своих ката, техниках и тренировочных подходах. Они больше сосредоточены на истории и культуре своего боевого искусства, в частности линейку учитель-ученик у таких ребят можно проследить аж до средних веков. С другой стороны, сабмишн грэпплеры больше обеспокоены тем, чтобы выиграть на татами. Если они найдут какой-то более эффективный способ сделать тейкдаун или удушающий, они сразу же его используют. Сабмишн Грэпплинг развивается стремительно и любимые техники у спортсменов меняются с каждым годом.

И, наконец, существует глубочайшее различие между тем, как распространяется информация в этих боевых искусствах. В Классическом Дзю-Дзюцу появилась некая традиция секретности, каждое рю или система были скрыты за «закрытыми дверьми», доступ к техникам был открыт только для тех избранных студентов, кому доверяли учителя.

В современном мире, как вы понимаете, практически никакая информация не может оставаться в секретности, говоря о боевых искусствах. Грэпплеры посещают семинары, берут персоналки. В сети доступно куча видео и также существуют DVD. Даже в журналах показаны любимые техники топовых спортсменов.

Заключение

Изучение этих разных подходов к борьбе может быть увлекательным и полезным занятием. Классический подход основан на культуре, истории и связан с опасностями реального боя. Современный Сабмишн Грэпплинг, наоборот, предлагает высокоэффективный метод тренировок с целью развития навыков владения техниками, применяемыми в борьбе. По мнению авторов, практикующие обоих искусств могут перенять для себя что-то полезное и интересное в каждом из подходов.

Оригинал статьи: http://www.grapplearts.com/submission-grappling-vs-classical-ju-jutsu-when-cultures-and-concepts-collide/

Подпишись на свежие

новости BJJ Mania!

Пользовательское соглашение.

Спасибо!